Адаптивная физическая культура

АФК делится на несколько направлений, которые могут использоваться комплексно или по отдельности. 

Направление

Характеристика

Цель

Адаптивное образование и физвоспитание

Знакомит детей с ограниченными возможностями с научной базой знаний о двигательной системе и способах развития специальных навыков и телесно-двигательных качеств. 

Пробуждает уверенность в себе, учит быть самостоятельным и целеустремленным, побеждать моральные и физические нагрузки.

Адаптивный спорт

Позволяет воспитать и сформировать у дошкольников с ОВЗ спортивное мастерство. Реализуется через участие в спартакиадах, соревнованиях, спортивных праздниках, параолимпийский и сурдлимпийскй спорт

Освоить мобилизационную и технологическую пользу физкультуры, привлечь ребенка с ограниченными возможностями к занятиям спортом

Адаптивная физрекреация

Восстановление и отдых после учебы, труда или соревнований посредством оздоровления, полезного досуга, активных развлечений 

Профилактика повышенной утомляемости, восстановление жизненных сил, получения положительного морального настроя и психологического комфорта

Адаптивная двигательная реабилитация

Преследует восстановление физических функций, которые были утрачены из-за травм, операций или заболеваний, но лишь те, которые не относятся к последствиям основного заболевания.

Показать ребенку, как можно использовать закаливание, массаж, физические нагрузки с пользой для организма

Ключевыми упражнениями для детей с ОВЗ являются те, которые направлены на приобретение важных бытовых навыков — микроориентировки, мелкой моторики рук, движений ног. 

Упражнения для точности движений, правильного восприятия пространства

  • Малышам предлагают бегать и ходить между предметами или передвигаться по специальной план-схеме. 
  • Дети бегают и ходят за звуковым сигналом или по звуковому сигналу. 
  • По словесному описанию находят спрятанные предметы, перекладывают их по ориентирам. 

Упражнения на координацию

Темп и направление движений постоянно меняется, движения выполняются с одновременным отведением рук и ног, прыжками и хлопками, при этом важен самоконтроль движений. 

Упражнения на зрительно-двигательную ориентацию

Малыши участвуют в играх, прыгают, метают предметы, сохраняют равновесие и выполняют другие действия, отключив периферическое и центральное зрение. 

Упражнения на формирование стопы и осанки

Ребята выполняют повороты с палкой, стоят у стены, сохраняя правильное положение тела, балансируют с грузами, чтобы выработать мышечный корсет, поддерживать тонус мышц пресса, спины и ног.

Упражнения для мышечной релаксации

Чтобы снять зрительное напряжение, используется корригирующая гимнастика, физкультминутки, а при внешних признаках утомления — общерелаксационные упражнения.

Игровые упражнения

Подвижные командные игры, соревнования, спартакиады, спортивные игры, эстафеты, элементы всех видов спорта (теннис, хоккей, баскетбол, футбол, прыжки и бег). Игры помогают развить у детей зрительно-двигательные навыки. 

Адаптивная физкультура для детей с ДЦП

При детском церебральном параличе нарушения моторики формируют специфику физических упражнений

1

Нормализация мышечного тонуса

Необходимо подавить позотонические реакции, для этого применяют упражнения, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать части тела. Движения выполняются с открытыми и закрытыми глазами, формированию мышечных чувств, нормализации базовых движений. 

2

Помощь в становлении статокинетических рефлексов

Упражнения на преодоление противодействия и сохранение равновесия, движения на качающейся плоскости, прыжки на батуте.  

3

Стабилизация положения тела, восстановления мышечных чувств, закрепление навыка самостоятельной ходьбы и стояния  

Упражнения на приобретение двигательных навыков: бег, ходьба, лазание, ползание, прыжки, метание. Смотря на себя в зеркало, ребенок видит свои ошибки и принимает правильное положение тела. 

4

Тренировка опороспособности, равновесия тела, координации элементарных и сложных движений

Малоподвижные игры активизируют все виды активности: речевую, слуховую, зрительную, кинестетическую и двигательную. У малышей формируется зрительно-пространственное восприятие, схема движений и схема тела, тренируется координация и внимание. 

   

Подвижные игры ориентированы на развитие двигательных навыков, улучшение функций анализаторов. Используются игры с преодолением препятствий, с элементами метания, прыжков, бега и ползания. 

   

Гимнастические упражнения на разные части тела с дозированной нагрузкой, чтобы развить мышечную силу, координацию движений и подвижность в суставах. Проводятся с предметами или без них, с мячами, гимнастическим оборудованием или дополнительным грузом. 

   

Упражнения для расслабления мышц и дыхания, ориентирования в пространстве, удержания прямостоящего положения, равновесия, точности движений.